Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм
Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм
На протяжении веков отношение человечества к собакам менялось и по сей день постоянно изменяется. Собака – злейший враг и лучший друг, воплощение преданности и символ подлости, объект поклонений и ярых гонений. Есть ли душа у собак, можно ли считать собаку чистым животным, попадают ли они в рай после смерти? Какое место занимает собака в жизни верующего человека? Не грех ли держать животных в доме?
Человек верующий, независимо от того, как он называет своего Бога, задается этими и другими схожими вопросами с единой целью – не осквернить себя и свою веру. Он желает понять, какое место занимает собака в религии и как относиться к этим животным – с почтением и любовью или с презрением и осторожностью? Забавно, что собака как никто другой похожа на человека по характеру. Она может быть верным помощником и беспробудным лентяем, готовым отдать жизнь другом и трусливым предателем.
Возможно именно поэтому собака в исламе, христианстве и других религиях столь неоднозначный персонаж. Собака изменчива, сложна и противоречива. Гуси, коровы, медведи и даже кошки понятны, а собака непредсказуема, если речь идет о собачьем племени в целом, а не об отдельно взятой особи. Многие современные религиозные деятели считают, что как раз по причине схожести нравов человека и собаки, в христианстве, исламе и прочих религиях к этому животному относятся в лучшем случае настороженно.
Православие
В христианстве, а в частности в православии, все твари – Божьи. Относиться к любому живому существу с негативом, обращаться жестоко, уничижать – большой грех. Логично, что многих православных христиан возмущает, почему церковь против собак и против их нахождения в доме, Божьем и людском.
Но еще большим грехом, чем жестокость по отношению к животным, считается поклонение кому-либо и чему-либо, помимо Бога (возлюби Бога своего больше чем отца и мать, больше жизни своей). А собаку за ее преданность, помощь человечеству и схожесть с человеком очень легко полюбить сильнее, чем ближнего своего. Именно из этих опасений церковь относится к собакам, как к нечистым животным. Суть нечестивости не в том, что собака якобы не от Бога, в чем-то провинилась и т.п. Это искаженное, псевдо-православное восприятие. Нечестивое животное то, к которому человек относится неправильно, с чрезмерной жесткостью или, наоборот, чрезмерным трепетом. Нечестивым животное делает человек, а вот по своей природе любая тварь – от Бога. Негативное отношение церкви к собакам – всего лишь реакция на слишком явную симпатию людей к этим животным.
По части запрета на нахождение собаки в доме единого мнения нет. Многие священнослужители самых высших чинов держат собак даже в спальнях, и не считают это грехом. Собака в доме православного – это естественно, как естественна любовь ко всему живому. Грех – ставить собаку на один уровень с человеком, возвышать ее, считать равной своим детям и родителям. Кстати, в священных писаниях нет прямого или косвенного запрета на содержание собак в доме или на присутствие собак в стенах храма.
Тогда почему собакам нельзя в церковь, почему священники отказываются окроплять дома, в которых живут собаки? Как сказал Отец Владимир Лапшин – это мнение человека, и я не осуждаю его. Подобные запреты – личная точка зрения отдельного священника, дань культурным традициям, но не следование канонам (как и не противоречие им). Собаки и церковь несовместимы в силу ряда особенностей этих животных. В храме царит благостная атмосфера, тишина и покой, а собака может в любой момент залаять, пометить святыню, оставить кучу у алтаря. Согласитесь, такое поведение абсолютно неуместно в доме Господнем.
Однако в целом современная церковь относится к собакам как к животным полезным и нужным. Многие священнослужители устраивают на территориях храма приюты для бродячих животных, привлекают сирот для ухода за собаками, учат детей бережному отношению к любым животным. Но рай для собак недоступен, как и для других зверей – только у человека есть Дух, частица Божья. Однако не возбраняется просить у Бога избавления от мучений для своего питомца, хотя священники говорят, что просить надо не за собаку, а за людей, которые могут ей помочь: «Если собака заболела, молите у Бога, чтобы он направил ветеринара, помог ему спасти вашу собаку. Но не просите Бога о душе заболевшей или умершей собаки, ибо только Дух человека бессмертен».
Зороастризм
Единственная религия в мире, которая явно выделяет собаку среди прочих животных – это зороастризм. Испокон веков древние иранские народности считали собак практически равными себе, лучшими среди животных, относились к ним бережно и трепетно. Не возникало сомнений, есть ли у собак душа – есть, и не просто душа, а душа умершего человека, которая за особые деяния в прошлой жизни вернулась на землю воплощением преданности, мудрости, бесстрашия и выносливости. Веря в то, что внутри собаки существует душа умершего человека, (возможно, предка), отношения с этими животными строились на основе только уважения и почтения.
Согласно зороастризму, душа собаки после смерти попадает в загробный мир, принимает облик мощного пса и продолжает служить людям, но уже умершим. На протяжении жизни человека охраняют живые собаки – изгоняют демонов, не давая им проникнуть ни в мысли, ни в дом. А после смерти, на пути в загробный мир, душа человека находится под защитой души собаки, которая также отгоняет бесов, не давая им сбить человека с его последнего пути.
Ислам
Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.
Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.
Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.
Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.
Буддизм
Если отношение к собакам в исламе, православии и зороастризме диктуется неким единым богом-создателем, то буддисты отрицают само существование бога как создателя. Для буддиста мир существовал всегда и он бесконечен, более того – миров множество, и они существуют параллельно. Для приверженца буддизма вопрос «Куда уходят души собак или людей после смерти?» звучит абсурдно, так как буддизм отрицает существование некой субстанции, называемой душой. Для буддиста все вокруг – поток единого сознания, принимающего разные формы. А потому между человеком, кузнечиком, собакой и птичкой нет никакой разницы. Нанося вред живому существу, человек вредит единому потоку сознания, частью которого является, то есть вредит сам себе.
Ад и рай для собак, как и для человека – это внутреннее состояние, состояние души, если бы буддисты верили в душу. После телесной смерти частичка общего потока сознания оказывается в одном из шести миров, в каком именно – зависит от накопленной кармы.
К счастью, каким бы животным ни была собака в исламе, христианстве и в любой другой религии, люди относятся к домашним питомцам все более ответственно и трепетно. Человек понимает, какую роль играют собаки в нашей жизни, какую помощь они оказывают всему людскому роду и в благодарность смягчается, заостряя внимание не на изживших себя запретах, а на порицании любой религией жестокости по отношению к животным.
Собаки в религии
Пожалуй, все согласятся, что собаки являются лучшими четвероногими друзьями человека и преданней животного трудно найти. Однако, с религиозной точки все не так однозначно. Какое же место занимают эти животные в различных верованиях?
Собаки в православии
Согласно христианским, в том числе и православным, воззрениям, все являются тварями Божьими. Большим грехом является жестокое, уничижительное отношение к любым живым существам. Вполне оправданно возмущение верующих против негативного отношения церкви к собакам и их нахождению в жилище человека.
Но к еще более страшным грехам, чем жестокость, относится высшее почитание кого-либо, кроме Бога. Однако нередко собаки своей преданностью, способностью оказывать помощь и прочими положительными качествами заслуживают любовь человека, более сильную, чем он испытывает к ближним своим. Из-за подобных опасений церковь причислила собак к нечистым животным. Многие считают, что это связано с чрезмерной симпатией людей к этим питомцам.
Мнения по поводу того, можно или нет держать собак в доме, расходятся. Ведь у многих священнослужителей они не просто живут в жилище, а содержатся в спальнях. Они считают, что православные могут жить с собаками в одном доме, но ставить их на уровень с детьми и родителями – настоящий грех.
Несмотря на запрет нахождения собак в стенах храма, больше связанный с их непредсказуемым поведением, современная церковь считает собак полезными и нужными питомцами. Сегодня нередко можно услышать о приютах для бездомных собак, учрежденных на территории православных храмов. Священники обучают детей бережному отношению ко всем животным, в том числе и собакам.
Однако собаки, как и прочие животные, после смерти не могут попасть в рай, ведь только человек обладает Духом, частицей Божьей. Православные не могут молиться за своего питомца, а могут лишь просить за человека, способного помочь в трудную минуту. Также нельзя просить Бога позаботиться о душе болящего или ушедшего любимца, так как бессмертие касается только человеческого Духа.
Собаки в исламе
В данной религии собак причисляют к существам «нечистым». Однако подобное отношение не было заложено в истоках верования, а сложилось постепенно, пока не стало основополагающим. В современном исламе к данным животным относятся отрицательно, а порой и враждебно. Необходимо уточнить, что мнение у двух исламских течений по поводу нечистоты собак разнятся. Шииты поддерживают эту точку зрения, а сунниты нет.
Есть мнение, что отношение к этим животным стало изменяться на фоне конфликта религий – зороастризма и ислама, который имел место в древности. Тогда мусульмане захватили территории зороастрийцев и стали обращать жителей в свою веру, естественно, уничтожая имеющиеся культы, в том числе и культ, касающийся собак. Из-за процветающей веронетерпимости появилась идея о том, что собаки являются ритуальными нечистыми животными. Впоследствии такое мнение о собачьих превратилось в укоренившуюся традицию.
В священном Коране три раза упоминаются собаки, и каждый раз только в положительном ключе, но уважение к ним всеми методами искоренялось и с течением времени стало лишь формальностью. Причем это противоречит многим хадисам, указывающим на то, что все живые существа, которых сотворил Всевышний, заслуживают милосердного отношения и сострадания. В одной из легенд Соломона говорится, что за свои заслуги собака и лошадь оказались достойными особой милости – выступать в качестве вечного спутника человека, занимая перед Всевышним божеством второе место после людей.
Согласно правилам шариата, под запрет попала продажа и покупка любых собак (исключение делается только для борзых), но дарить их разрешено. Использование этих питомцев возможно только в практических целях – в охоте, в качестве охранников, сторожей, пастухов, а также поводырей для незрячих. Содержание питомцев для развлечения – эстетики или боев собак, строжайше запрещено, в противном случае нарушителей ждет значительное сокращение милости Аллаха.
Проявление доброты по отношению к четвероногим питомцам порицается, поэтому зачастую животные не получают от своих владельцев должного ухода. А те, в свою очередь, объясняют это требованиями веры. Человек, прикоснувшийся к собаке, не будет допущен к молитвам, пока не пройдет полный ритуал очищения. Коран четко указывает на уважительное отношение к этим животным, однако, большинство последователей ислама имеют другое мнение на этот счет.
Собаки в буддизме
В буддизме отсутствует понятие «верховный бог», а последователи данного религиозного течения поклоняются Будде и верят в переселение душ всех существ. Сам человек, совершая плохие или хорошие поступки, определяет собственную карму. После смерти происходит перерождение человека, причем в любое существо, или же возможно прерывание перерождений.
Буддисты не исключают вероятности дальнейшего перерождения в животное, поэтому считают жестокое обращение к ним недопустимым, а обидевший значительно испортит себе карму и может переродиться в это животное.
Будду нередко изображают в окружении различного зверья, и считается, что даже самые свирепые хищники не смогут причинить ему вред. Согласно буддийской вере, животные обладают худшей кармой, но улучшив ее, они получают шанс пройти перерождение и стать людьми. Подобное воззрение приводит к тому, что многие буддисты становятся вегетарианцами.
Но теория теорией, а на самом деле в государствах с данной религией очень много бездомных собак, так как люди зачастую проявляют безразличие. Они не обижают животных, но и не спешат оказывать им помощь, веря, что те сами виноваты в своей нехорошей карме.
Читайте также:
Собаки в зороастризме
Наверное, это единственная мировая религия, в которой к собакам относятся исключительно уважительно и только положительно. Собаку называли «любезное создание» и ставили практически на одну ступень с человеком, она считалась вторым по святости живым существом, после человека. А, кроме того, зороастрийцы верили, что у собак есть душа.
Зороастрийцы периода Античности оставили богатое документальное наследие, отражающее то, как относилась религия к собакам, и какую роль они играли в жизни древних народностей Ирана. Эти питомцы были связаны с миром мертвых, высшими силами, прародителями. А такие их качества, как отвага и бдительность, позволили собакам стать настоящими спутниками последователей зороастризма.
Процесс кормления собак является ритуальным действием, ведь зороастрийцы верят, что души умерших людей переселяются в тело собак. Поэтому еда, которая им дается, на самом деле предназначается для предков. Конечно, питомцам дается все самое вкусное и качественное, в дань душам ушедших людей.
В одном из религиозных трудов расписано, что следует давать собакам и в какое время. В другом – описаны муки ада, которые ждут тех, кто не кормит собак и обижает их. Собаки получают пищу первыми из рук самого старшего члена семьи, а уже после к трапезе приступает вся семья.
Согласно вере, псы не только идут по жизни с человеком, но и сопровождают его после ухода. Собакам доверена важная миссия – стоять на страже, отгоняя потусторонние темные силы. Особой бдительности от них ждут в часы скорби, когда демоны могут похитить душу в момент его кончины. Поэтому во время погребального ритуала четырехглазый пес (с белой шерстью, имеющий черные пятна под глазами) должен постоянно быть рядом с телом усопшего, совершая особый обряд – смотреть и отгонять особого демона – дэва трупной скверны.
Если смерть настигает роженицу и ребенка, то ведут двух псов, наделенных четырехглазостью, чтобы они могли наблюдать за двумя душами. Нередко к человеку, находящемуся на смертном одре, протягивают щенка, чтобы душа могла перейти в него. Кроме того, уход питомца приравнивается к уходу человека и требует не только внимания, но и тех же обрядов, которые применяются для погребения людей.
За нанесение вреда четвероногому питомцу человека жестоко наказывают. Порицание заслуживает даже кормление собаки неподобающей пищей. Если пес получает увечье в процессе деятельности, то ущерб возмещается наказанием, а за смерть животного владельца жестоко избивают плетью, используемой для лошадей. Если человек убивает собаку, то весь его род подвергается проклятью до девятого колена, а самого убийцу после кончины ждут толпы адских демонов, но на помощь ему никто не придет, так как светлые силы от него отвернулись.
Но и равенство с человеком накладывает определенные требования на собак. Собаку также судят и наказывают, если она напала на человека. Один укус стоит псу уха, за второй собака лишается второго уха, после идет хвост, конечности… Если собака не исправляется, ее ждет смертная казнь.
Различное отношение к друзьям нашим четвероногим во многом зависит от религиозных воззрений, однако, помогать ближнему и поддерживать слабых не порицается ни одной религией и больше относится к человеческим качествам.
Наследие зороастризма
В данном разделе мы публикуем материалы по наследию зороастризма. Не секрет, что практически все современные традиции так или иначе многое заимствовали из зороастризма, чье культурное наследие многопланово, обширно и уходит вглубь тысячелетий к временам легендарной Хванираты. Современные религии — христианство, буддизм, ислам, иудаизм сформировались на базе зороастризма как ветви произрастают от ствола древа. К сожалению, далеко не всегда дети вспоминают своего родителя. Чтобы восполнить данный пробел и «связь времен» не прерывалась мы и будем здесь размещать информацию.
Географически зороастрийское наследие в государствах СНГ можно найти у народов проживающих на территории бывшей империи Ахменидов: Таджикистан, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Туркменистан, Армения и в некоторых республиках РФ.
В течении тысячи лет (558 до н.э. и до 652 н.э) зороастризм был государственной религией 3х Персидских империй: Ахменидской, Парсианской и Сасанидской и распространилась в Центральной Азии, на запад до Греции и на востоке в Индии. В течении этих веков Персидское право и особенно после Кира Великого освободило евреев от Вавилонского захвата в 539г. до нашей эры, таким зороастрийская вера и практики проникают в иудаизм а затем из него в христианство и ислам.
Христианство
Комета спасителя Статья о волхвах, принесших дары Христу
Зороастризм и Христианство Часть I. Борис Романов.
Интересные авторские наблюдения и сопоставления. Но выводы остаются целиком на совести автора
Ислам
Влияние зороастризма на ислам широко известно. Территориально ислам сформировался и развивался там, где был распространен зороастризм. Первые мечети были организованы на месте зороастрийских храмов огня. Традиционная молитва мусульман пять раз в день своими корнями уходит в молитвы зороастрийев в 5 времен Стражей суток (5 Гахов). Позднее мы поместим более подробный материал о взаимосвязи ислама с зороастризмом.
Известный ученый Д. Б. Макдональд в «развитие мусульманского богословия, правоведения и конституционной теории» (стр. 133) пишет: «у него был Дастур Диньяр, позднее известный как Салман (Соломон)-е-фарс, ученик зороастрийского жреца, который помог Мухаммеду в написании Корана (Коран ХVI-105)». Мухаммед, Пророк Ислама, родился в Мекке в 570 году н. э. и он посчитал честью, указать, что он родился в царствование Ноширвана шахеншаха зороастрийского Ирана. Мухаммед начал проповедовать в Мекке в 610 г. от р. х. считается, что Пророком был учрежден совет, в котором Дастур Диньяр был важным членом.
Говорится, что Пророк Мухаммед издал три Ахад-намэ чтобы гарантировать защиту личности, имущества, свободу вероисповедания и освобождение от подушной подати джизии а) Фарруха-Бен-Шакшана (брат Дастура Диньяра), б) Бахрама-бин-Хирадарша и в) потомков Адурбада Махраспанда. Хотя подлинность этих постановлений Мухаммеда и его зятя, Имама Али, трудно доказать исторически, они порождают либеральную политику толерантности, исходящей от пророка. В самом деле «люди Писания» (т. е., те, кто придерживался учения о религии откровения, обозначало зороастрийцев, иудеев и христиан).
Постановления о троих заратуштрийских сподвижниках пророка впервые стали известны в 1851 году, более чем через двенадцать веков после того, как они были удовлетворены. Сорабджи Джамсетжди Джеджибхои, сын первого Баронета, сэра Джамсетжди Джеджибхои, опубликовал их переводы с арабского текста и их переводов на персидский и хинди. Как говорил ранее, было бы трудно с достоверностью установить подлинность этих грамот.
Дастур Диньяр Салман-е-фарс был одним из самых почитаемых среди Ашхаб (т. е. сподвижников) Пророка Мухаммада. Пророк, в самом деле, относился к нему как одному из принадлежащих к своему «внутреннему кругу». Согласно Хадису’, «Минна агт Салман Аль-Баит», т. е., «Салман-один из нас.» Дастур Диньяр пережил пророка и, кажется, он стойко поддерживал Али и его семью во время раскола, последовавшим после оставления земли Мухаммадом. В мистических кругах, считается, что «Коран», по сути, содержит тарикат (духовная дисциплина) и шариат (закон). Эзотерический ислам расцветает благодаря Хазрату Али под влиянием Салмана-э-Фарс.
В Ахад-намэ представлен брат Салмана-е-фарс, как полагают, была написана Аль ибн Абу Талиб, согласно инструкции от пророка Мухаммеда. Постановлением предоставляются различные права и свободы, а также защита единоверцев из Дастура Диньяра. Пророк, как полагают, сказал: «Кто повинуется этому моему приказу, то он будет получать удовольствие от Бога, а тех, кто ослушается, будет проклят до дня воскресения». В Ahadnameh говорит: «те, кто щедр к ним (т. е. заратуштрийцам) щедр ко мне (т. е. Мухаммад), и они будут получать ничего, кроме хорошего от Бога. И тех, кто их обижает, оскорбляет меня, и я буду его врагом в Судный день. Его наказание-это огонь ада; я снимаю свою защиту от него.»
В том же Ахад-намэ’ пророк говорит: «и было сказано в Откровении, полученном мною, что — рай с большим нетерпением желает присутствия Салмана, Салман не хочет идти туда. Действительно он — мой близкий друг и советник, а также для всех мусульман. Салман — один из нашей семьи».
К сожалению, очень мало мы знаем о Дастур Диньяр из заратуштрийских текстов, за исключением того, что он был также известен как «Бехзад» (благорожденный) и духовный советник из Ноширван-е-Адиль. Мистики верят, что этому заратушрийский Дастур суждено в природе влиять на раннее развитие пятой и последний из основных религий мира (т. е. Ислама).
Парадоксально, что несмотря на влияние Дастур Диньяра на ранний Ислам и распоряжений Пророка Мухаммада, арабы-мусульмане, в конечном счете уничтожили затуштрийский Иран и единоверцам благочестивого Дастура пришлось бежать из своей родины и искать убежища в Индии.
Иудаизм
- Наследие зороастризма в иудаизме можно найти в Устной Торе, что не доступно простому читателю.
М.Бойс в своей книге «Зороастрийцы. Верования и обычаи» пишет:
Вероятно, и жрецы и прихожане охотно обсуждали разные проблемы веры с теми, кто этим интересовался, и постепенно многое из основных вероучении Зороастра распространилось по всем странам – от Египта до Черного моря. Это были представления о том, что существует верховный бог, который является и Творцом, и злые силы, противящиеся и неподвластные ему. Творец произвел на свет множество меньших божеств для того, чтобы справиться с этими злыми силами. Творец создал этот мир с определенной целью, и в настоящем его состоянии этот мир имеет конец, который будет провозглашен приходом Спасителя мира. Тем временем рай и ад существуют, и каждая душа подлежит суду после смерти. В конце времен произойдет воскресение мертвых и будет Последний Суд с полным уничтожением всех грешников. Затем на земле установится царство бога и праведные вступят в это царство, как в сад (называемый персидским словом парадайза[35]), и будут наслаждаться вечным счастьем в присутствии бога, оставаясь бессмертными и телом, и душой.
Эти представления были усвоены различными иудейскими сектами в период после вавилонского плена, так как иудеи оказались одним из народов, наиболее восприимчивых к воздействию зороастризма. Они были небольшим меньшинством, твердо придерживавшимся своих верований, но восхищались, очевидно, своими благодетелями-персами, в религии которых они нашли родственные представления.
Почитание одного верховного бога, вера в приход мессии, или спасителя, вместе со следованием определенному образу жизни, соединявшему возвышенные моральные устремления со строгими нормами поведения (включая законы очищения), – во всем это иудаизм и зороастризм сходились. Схождения, усиленные, по-видимому, еще и уважением подчиненного народа к своим великим покровителям, позволили зороастрийскому учению оказать воздействие на иудаизм. Степень воздействия засвидетельствована лучше всего только источниками парфянского времени.
Но закон Моисея, рассчитанный на изолирование еврейского народа от древних языческих народов, вскоре оказался недостаточным для изолирования его от новых народов, — сначала персов, потом эллинов, — с которыми ему приходилось сталкиваться. По отношению к персам это казалось необходимым ввиду того, что дуализм Зороастра по духовной сущности своей гораздо ближе подходит к монотеизму евреев, чем семитические культы Ваала и Астарты, и следовательно опасность слияния была больше.
Заслугой фарисеев в истории еврейского религиозного сознания было охранение иудаизма от поглощения парсизмом или эллинизмом.
Как известно очистительные процедуры, требования к чистоте сохранились в зороастризме до сих пор.
Влияние зороастризма на дуалистические религии (индуизм, иудаизм, христианство и ислам)
Зороастризм считается религией откровения, оказавшей наибольшее влияние на современный мир. Ее корни уходят во 2-ое тысячелетие до н. э., во времена, когда на территории евразийских степей формировались две культурные общности:
1)Андроновская культура — это культура, зародившаяся на юге Урала и охватившая Северный Казахстан. Эта культура охватывает период до начала проповедей Заратустры об основах зороастризма.
2)Индоарийская культура — культура индоарийцев, перенесенная в Индию и Иран. Ее называют эпохой индоиранской общности, охватывает период 15-20 вв. до н.э.
Религия Заратустры играла огромную роль в формировании, становлении и в период становления Ахеменидской, Сасанидской и Парфянской империй, а также общемировое значение и обеспечивала могущество и власть Ирана, как сильнейшего государства мира. Основные положения зороастрийской религии были переняты иудаизмом, исламом, христианством и некоторыми гностическими сектами.
Арийцев называют протоиндоираноевропейцами. Их потомки мигрировали и они стали европейцами, индусами и иранцами — зороастрийцами. Их общий источник доказывают философия и похожие языки.
Санскрит является древним священным языком индийцев, имеет практически одинаковые черты с древним иранским языком авеста. Это можно заметить, изучая правила строения слов — этимологии, грамматике, значение слов, синтаксис, фонетику и ритмику. Если заменять в словах некоторые переходящие буквы, то эти языки станут практически одинаковыми.
Процесс разделения замечается при изучении философии и теологии иранцев и индусов. Бывшие родственными племена постепенно обособлялись и начали соперничать. Слова «дева» — демон, и «асура» — бог, в Авесте имеют противоположное значение по сравнению с Ведами. Следовательно, некоторые из богов в индуизме предстают как демоны в авесте, как Шарва, Насатья. Имеются и общие боги двух традиций, как Митра, Варуна, Ваю, Арьяман, Нарьосанг, Арамати, Хаома, Уша.
В Авесте и Ведах Земная космогония является сходной. Центральная Ось Земли, как мира вместилища обозначена горой Меру в Ведах и горой Хукарья в Авесте. Северный океан простирается вокруг центрального острова.
Рассматривая огромное влияние зороастрийской религии на Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) нужно подчеркнуть, что зороастризм имел наибольшее распространение в Иране, когда иудаизм и христианство были рождены.
Иудаизм и Христианство
Зороастрийский король Кик в Библии и в «Свитках Мертвого моря», в «Руководстве Дисциплины», и «Войны Сыновей Света и Сыновей Тьмы» назван Мессией — Спасителем.
Навуходоносор, король Вавилона, захватил Иерусалим в 606 г. до н. э. и пленил евреев на семьдесят лет, до Кира, взявшего Вавилон в 536 г. до н. э. Тот освободил их и разрешил идти на родину, селиться на прежних местах. Кир дал им золотой и серебряный сосуды, которые были унесены из Иерусалима во время захвата. Кир также помог им восстановить их разрушенный храм Соломона. Последователь Кира Дарий продолжил эту помощь. Позже Артаксеркс уполномочил Нехемию восстанавливать стены Иерусалима.
Ахамениды, управляли евреями почти два столетия, от 536 до 33 г. до н. э. Их политика допускала снисхождение и воздержанность к побежденным. Это очень увеличило уважение к зороастрийцам со стороны евреев. По этой причине, Библия оценивает иранцев так высоко. Кир признается как «помазанник» Бога «пастух» кто исполняет волю Бога и «человек» кто представляет себя Богу. Лоренс Х. Миллс говорят, что если бы не Кир, верующий в Ахура Мазду, еврейские пророки не появились бы в Иерусалиме.
В это длительное время иудаизм перенимал зороастрийские элементы. Еврейская религия очень долго пребывала под воздействием зороастрийской религии. Это доказывается тем, что Библия имеет много ссылок на Иран и его королей Кира, Дария, Ксеркса и Артаксеркса. Книга Эстер почти полностью посвящена им, а книга Даниила имеет несколько упоминаний. Декрет Кира Великого зафиксирован почти дословно в Книге Езра.
Зороастрийская концепция Бога всегда была не-антропоморфическая. Бог древних евреев был антропометрическим (человекоподобным). Это было только после того, как евреи встретили иранцев, они стали рассматривать своего Бога как не-антропоморфичного.
Известен факт, что большинство еврейских религиозных источников были написаны после возвращения из Вавилона. Так, доктрины Добра и Зла, Света и Тьмы, Смерти и Суда, Небес и Ада, Небесной Иерархии и Бессмертия, имеют своим источником Зороастризм, который расценен экспертами как «историческая мать Христианского богословия» Е. Лугов, Э. Р. Каранджия «Заратуштра и Авестийская духовная традиция». -М., 2012 г. -гл. 4 с. 65-67..
Концепция Небесной Иерархии очень похожа в обеих религиях. Концепция семи Амешаспентов, как атрибутов Ахура Мазды принята как «семь глаз Бога (Захария 4. 10) » которые являются «семью Духами Господними, посланными во все земные дали (Апокалипсис 5. 6, Апокалипсис 4. 5) «. Деятельность и функции некоторых архангелов схожи у зороастрийцев и иудеев. Например «Божественное Слово» — архангел Гавриил имеется в зороастризме с доледниковых времен как архангел Сраош. «Божественный Свет» — архангел Михаил имеется с той же древности у зороастрийцев и в Ведах, как архангел Митра.
Имеется также близкое подобие в доктрине Бессмертия Души. Иудаизм долгое время был очень расплывчат относительно загробной жизни, вплоть до вливания идей из Зороастризма. Идея бессмертия, то есть будущей награды или наказания, и прибытия будущего Спасителя были взяты из доктрин Зороастризма. Христианство также приняло доктрину, что в конце мира наступит триумф добра над злом и наступит бессмертие в духе. Это были Зороастрийские священники, кто пошли в Вифлеем, чтобы предложить подарки новому младенцу пророку Иисусу (Матфей 2. 11). Христианство расценено некоторыми учеными, как зороастрийские идеи, внедренные в Иудаизм, как показано выше. Бог евреев имел примитивную этику, был более диктатор, чем милостивый. Бог Иисуса реализовывает Универсальное совершенство и полностью хорош.
Ислам в 570 годах нашей эры
Византийская Империя подстрекала Абиссинцев уничтожить Мекку и ввести Христианство в Аравии. Если бы не своевременная помощь персидского императора Хосроя Великого, мусульманство могло не возникнуть вовсе, и Аравия стала бы Христианской.
Хотя Ислам также был под влиянием Иудаизма и Христианства, его заимствования из Зороастризма не могут быть отрицаемы. Две нации арабы и персы были в близком контакте в течение долгого времени. Иран влиял на аравийский ислам, как метрополия влияет на провинцию в зените могущества. Многие авестийские идеи перетекают в заново сформированный Коран. Даже после поражения Яздгарда III в 641 году нашей эры, иранская цивилизация и Зороастрийские идеи продолжали работать на веру Мухаммеда.
Наиболее важный вклад Зороастризма в Ислам было то, что иранец Салман помог пророку Мухаммеду в Медине в составлении философии, космогонии, доктрин Корана. Об этом говорится в Коране (Secret Book of the East, Том VI). Некоторые люди также полагают, что Салман — часть Исламской троицы вместе с Мухаммедом и Али, и что это может быть из-за его влияния что Ханифизм, первоначальное название религии пророка Мухаммеда, было впоследствии изменено на Ислам (И-Салман). Салман идентифицирован с иранским святым Бехзадом, и также известен как Дастур Дин-яр. Арабы обычно называют его Салман-и-Фарс «Персидский Соломон»
Влияние Зороастризма замечено почти во всем Коране. Каждая глава, кроме девятой, начинается с формулы `Бишмилла ар рахман ур рахим — bismilla ar rahman ur rahim’ — «От имени Аллаха (Бога), милостивого и милосердного». Это обращение точно подобно зороастрийскому обращению — `Ба наме язадбакшаяндех бакшаязгар ммехербан — ba name yazad bakhshayandeh bakhshayazgar meherban’ — «От имени Бога, милостивого, милосердного и справедливого». Даже указание о молитве пять раз в день было принят в Исламе, как заимствование из Зороастризма, молитва в пять частей дня.
В концепции иерархии, Коран очень близко походит на Зороастризм. Также, как Ахура Мазде помогают Амешаспенты (архангелы) и Язады (ангелы) в Его работе, Аллаху помогают ангелы и архангелы, и их общая цель провести человека из тьмы в Свет. (Коран. Часть. 33. 42). Также подобна вера в Исламе и Зороастризме, что темные силы пытаются приуменьшить работу Бога и соблазняют человека во зло Вендидад 19. 4-10, Коран, Часть. 17. 55..
Мост Чинвад в Зороастризме, который душа должна пересечься на рассвете четвертого дня после смерти Вендидад 19. 27-30 является источником идеи Моста Аль Сират (Аl Sirat) Мусульман, который ведет в Небеса или Ад и где происходит Суд всех умерших.
Идеи зороастризма о бессмертии души, воскрешения и прибытия Господа Бога были внедрены в ислам, когда пророк Мохаммад умер.
По мусульманской вере, спаситель Махди вернется в конце времен, и тогда восторжествует справедливость и воскресение.
А также символ Ислама — полумесяц с Венерой внутри, изначально принадлежал Ирану. На монетах некоторых Сасанидских королей, особенно Фироза можно обнаружить алтарь огня с полумесяцем справа и звезде слева. В монетах Кобада и многих королей после него, звезды были помещены внутри полумесяца. Последователи Заратустры относятся с уважением к объектам природы, а еще они сведущи в области астрологии и астрономии. Символ полумесяца и Венеры отображает в символической форме благоприятное соединение этих двух объектов, редкого астрономического явления.
Иран во времена расцвета был великолепен в отношении гуманизма, нежели остальные страны Древнего мира, он был связующим звеном Запада и Востока. Иранскую цивилизацию сформировала зороастрийская религия, повлиявшей на мировые религии и другие страны. Основной чертой могущества зороастризма является то, что даже после поражения Ирана его власть и влияние сохранялось и даже распространялось.
Некоторые постулаты и традиции, взятые из зороастризма другими дуалистическими религиями, стали основными в плане гуманистического отношения ко всему живому на Земле. Отсюда следует вывод, что учения Заратустры вне времени, его мысли были заимствованы и распространены в исламе, христианстве и иудаизме.
Зороастризм и Ислам. Короткий компаративный анализ
Путь пророков: Авраам, Заратустра, Мухаммед
Традиционно так сложилось, что, упоминая об авраамических религиях, обычно подразумевают три: иудаизм, христианство, ислам. Действительно, все три, согласно традиции и священным текстам, являются своего рода ответвлениями того монотеизма, который исповедовал Авраам. Ключевым фактором в данном случае выступает вера в единого Бога, незримого и неосязаемого в трехмерном измерении нашего мира, Бога-создателя, всеведущего, всесильного, который находится за пределами нашей Вселенной и в то же время ближе к нам, чем наша сонная артерия (Quran 50:16). Авраам не говорил о том, как и в какой форме нужно поклоняться Создателю, следуя скорее социальным нормам своего времени, принимая то, что приемлемо, и отвергая то, что считал несовместимым с принципами своей веры. И хотя иудеи и мусульмане связывают родословную линию своих пророков непосредственно с Авраамом (так, принято считать, что Исаак, сын Авраама, стал родоначальником народа иудеев, а Исмаил, соответственно, — мусульман), тем не менее, полагаясь на принципы авраамического монотеизма, любая религия, почитающая единого Бога, незримого и неосязаемого, по духу и убеждению имеет право именоваться авраамической. В то же время, говоря о монотеических религиях, зороастризм часто остается забытым, задвинутым в темный угол тремя исполинами религиозного мира. А между тем, зороастризм является одной из древнейших монотеистических, авраамических по идеологии религий.
Но что же мы знаем о зороастризме и его пророке Заратуштре? Существует две версии о времени возникновения зороастризма и жизни Заратуштры. Согласно одной версии, Заратуштра жил в 11-м веке до н.э., то есть более тысячи лет до рождества Христова, в Персии (на территории современного Ирана). Другая версия предполагает 6 век до н.э., время достаточно близкое к возникновению персидской империи Акаменидов и правлению Кира Великого. Как бы там ни было, а основным принципом зороастризма является триада: “Добрые мысли — добрые слова — добрые дела”. Именно зороастризму мы обязаны такими мудрыми правителями как Кир Великий и Дарий Великий. Если вспомнить, что именно царь Кир был основоположником первого в мире документа о правах человека и он же объявил о свободе вероисповедания на территории империи, то становится в некоторой степени понятна позиция зороастризма на карте мировых религий.
Зороастрийцы поклоняются Богу Ахура Мазда, что в переводе с фарси означает “Мудрый Бог”. Ахура Мазда незрим и неосязаем, он Великий Создатель Вселенной и всего живого, только с его помощью можно достичь просветления. Именно поэтому в своих ритуалах зороастрийцы используют огонь — символ света и просветления, который противостоит тьме как символу зла и невежества. И хотя огонь во время зороастрийских ритуалов необязателен, поскольку может быть заменен любым другим источником света (так, в Иране, в провинции города Язд вполне распространенная форма молитвы среди зороастрийцев — в сторону солнца), тем не менее, поддержание священного огня в зороастрийском храме — сакрально. В наши дни древнейший священный огонь зороастрийцев насчитывает 1200 лет. Ошибочно полагать, что зороастрийцы поклоняются огню. Как уже отмечалось выше, огонь в религии Заратуштры является лишь символом света в противостояние тьмы.
Обязательной для зороастрийцев является молитва, исполняемая пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, до захода солнца, во время заката и ночная молитва), что имеет весьма любопытное сходство с последовательностью молитв в исламе. Перед молитвой принято совершать омовение. И здесь снова трудно удержаться от сравнения с ритуальным омовением мусульман.
Зороастрийцы верят, что все смертные по окончанию своего земного пути предстанут перед высшим и единственно справедливым судом Ахура Мазда. Над пропастью в Ад будет натянут мост, по другую сторону которого расположены райские сады. Этот мост будет широким и устойчивым для праведников и тонким, как лезвие ножа, для грешных душ. Не удержавшись на нем, грешники будут падать в огненные объятия Ада, где им суждено обитать вечно. Таково представление зороастрийцев о Судном Дне. И, хотя ничего подобного нет в Священном Коране, тем не менее, согласно исламской традиции, “сыраата аль мустаким” (в буквальном значении: прямой путь) представляется в трактовках именно в виде подобного моста, широкого для праведников и узкого для грешников.
Зороастрийцы убеждены, что существует как внешний, так и внутренний дьявол, толкающий человека на дурные речи и поступки. Здесь также хочется провести параллель с исламскими убеждениями, где существует дьявол Шайтан, отказавшийся поклониться Адаму и поклявшийся свести человеческий род с прямого пути, но существует также и некий “Карин” — альтер эго, внутренний голос, вполне способный упростить задачу Шайтана.
К сожалению, во время захвата Персидской империи Александром Македонским в 3 в. до н.э., Авеста, священная книга зороастрийцев, была безвозвратно утеряна — сожжена. Некоторые тексты, которым удалось уцелеть, были позже уничтожены при захвате Персии арабами в 7 веке н.э. и присоединении оной к империи Умайядов. Восстановлением священных текстов зороастрийцев занялись только в 8 веке по рождеству Христову, спустя тысячелетие после уничтожения Авесты, посему трудно полагаться на аутентичность доступного в наши дни материала. И тем не менее, можно с уверенностью сказать, что зороастризм неоправданно игнорируется как одна из древнейших монотеистических религий, по своим идеологии и мировоззрению без сомнения принадлежащая к авраамическим конфессиям.