Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание
Zoo-skazka.ru

Портал про животных

Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание

Лошадь владимирский тяжеловоз: уход и содержание

Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Описание лошади владимирский тяжеловоз

Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.

У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.

Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.

Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.

Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.

Рабочие характеристики владимирского тяжеловоза

Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.

Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.

При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.

Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз

Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.

Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.

Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.

Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.

То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.

Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза

Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.

К числу достоинств следует отнести:

  1. Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
  2. Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
  3. Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
  4. Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.

Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:

  1. Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
  2. Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.

Перспективы разведения владимирского тяжеловоза

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

Лошади тяжеловозы, какие они?

Лошади использовались человеком с незапамятных времен. Без них нельзя было преодолеть большие расстояния, вспахать поле, перевести грузы. Сегодня лошадей редко используют на таких работах, но новые породы продолжают создаваться. Мы в восхищении замираем при виде табуна лошадей. И поражают нас не только красавцы-рысаки, грациозные и изящные, но и лошади тяжеловозы. Эти добродушные животные не требуют особых условий содержания, они выносливы и сильны и отличаются особой статью.

Читать еще:  Как ведут себя лебеди осенью

Породы отечественной селекции

В России породы лошадей тяжеловозов начали создавать поздно – только в советское время. Техники было немного, и существовала потребность в массивных упряжных конях для тяжелых работ. В сельском хозяйстве они были незаменимы, их использовали в качестве тягловой силы. Грузовая лошадь ценилась как никогда.

Дорого стоила покупка коней за рубежом. Кроме того, завезенные животные часто погибали: привыкнуть к климатическим условиям, плохому содержанию и некачественным кормам оказалось не просто. А нужны были рабочие лошади, способные выдерживать тяжелые условия.

Владимирский тяжеловоз

Первым стал владимирский тяжеловоз, выведенный укрупнением российских пород иностранными тяжеловесами. Официально владимирская порода признана после ВОВ, хотя служить людям она начала значительно раньше.

Владимирский тяжеловоз

В родословной этих лошадей присутствуют известные прародители, в крови смешались гены разных пород. Владимирский тяжеловоз характеризуется:

  • Большой головой с выпуклым профилем;
  • Мускулистым и суховатым телосложением;
  • Широким крупом;
  • Удлиненной шерстью на ногах;
  • Гнедым окрасом.

Лошади владимирской породы характеризуются трудолюбием и жизненной энергией. Они отличаются скороспелостью и плодовитостью. Жеребцов выделяет богатырская мощь, внешняя привлекательность, широкий аллюр. Это настоящий конь тягач. Поэтому владимирский тяжеловоз до сих пор относится к известным и сохранившимся породам.

Владимирский тяжеловоз

Владимирские тяжеловозы превышают советских в отношении: вес – скорость движения – выносливость. Без груза владимирский тяжеловоз напоминает рысака, он может пробежать рысью 1600м за 3 мин. С грузом 1,5т эта порода способна преодолеть расстояние в 2км за 5 мин.

Русская порода

Русская порода получена при скрещивании привозных, иностранных животных. Учитывая тяжелые послевоенные условия и нехватку кормов, другой климат, русские тяжеловозы оказались подвижными и выносливыми. Они отличалась гармоничной пропорцией и прекрасными формами. Порода получена при скрещивании упряжных лошадей с мелкими тяжеловесами из Бельгии. Лошади русских тяжеловозов имеют следующие черты:

  • Сухое и крепкое телосложение, приземистость;
  • Рыжий окрас;
  • Развитая грудь и широкая холка;
  • Голова легкая и сухая на длинной, изогнутой шее;
  • Грива и хвост густые.

Несмотря на небольшой рост (до 150см) порода сильная и выносливая. Отличаются уравновешенностью, которая сочетается с энергичностью. Используются в сельском хозяйстве. Нетребовательны к кормам и условиям содержания.

Советский тяжеловоз

Самая молодая порода отечественной селекции – советский тяжеловоз, характеризующийся мощными габаритами и высокой молочностью. Постепенный отбор и скрещивание с западноевропейскими формами помогли племенным хозяйствам вывести лошадь, название которого связано с советскими временами.

Советская порода лошадей

Основу породы составили знаменитые бельгийские тяжелоупряжные лошади. Она имеет следующие черты:

  • Крепким телосложением;
  • Окрас рыжий или гнедой;
  • Широкое и мускулистое тело с мощной грудью;
  • Ровную и широкую спину;
  • Умеренным обрастанием гривы, щетки и хвоста;
  • Ровный профиль головы.

Жеребцы советских тяжеловозов характеризуются крупными размерами. Это огромные лошади, вес которых достигает тонны. Кобыла весит 650 кг. Для них характерна скороспелость и плодовитость.

Кабыла советской породы достигает 650 кг

Советский тяжеловоз уравновешен и имеет спокойный нрав, быстро двигается. Характеризуются небольшой косолапостью, что не встречается у других пород. Примерно 3 года они служат людям (сельскохозяйственные работы), затем чаще всего их используют в качестве производителей.

Соревнования лошадей с участием этих пород, в том числе и советского тяжеловоза, стали проводится еще во времена СССР. Оценивали скорость доставки грузов шагом и рысью, выносливость и силу тяги лошади. Сегодня такие соревнования проводятся за рубежом. Но в оценку породы включают и другие показатели, например, экстерьер и конституцию, характер и контакт с человеком.

Породы иностранной селекции

Тяжеловесы в странах Европы использовались с незапамятных времен. Их чтут, ими гордятся, и история их разведения началась задолго до того, как стали официально признаваться породы. Они разошлись по всему миру, и их кровь используется для выведения новых пород и закрепления положительных качеств уже существующих. Некоторые из давно выведенных пород популярны и в наше время.

Першерон

Першерон – порода, которую французы получили при скрещивании арабских скакунов с местными представителями лошадей. Результатом стали прекрасные и трудолюбивые кони, которых характеризует:

  • Серый, иногда вороной окрас,
  • Телосложение сухое и крупное,
  • Крепкие ноги,
  • Удлиненная спина и мощный круп,
  • Длинная шея и пышная грива,
  • Высота 1,7м в холке.

Лошадь породы Першерон

Красивый конь по характеру добр и послушен. Отличается огромной силой и энергией.

Шайры

Шайры стали предками Брабансонов, которых завезли в Англию еще в 12 веке. Это одна из самых древних тяжелоупряжных пород. Вначале ее использовали исключительно как военную, а когда войны закончились, стали применять в мирных целях на полях Англии. Они отличаются могучими и величавыми формами. Породу видоизменили по приказу короля Англии, которому требовались кони высотой более 1,5м. Они обладают:

  • Огромным весом до 1-1,2т,
  • Большой высотой – 1,78м,
  • Мощной и глубокой грудью,
  • Пышными фризами от скакательных суставов,
  • Вороным или гнедым окрасом с пятнами на разных участках тела.

Брабасоны

Брабасоны также относятся к древней породе лошадей, которые стали родоначальниками современных разновидностей.

Лошадь породы Брабасон

Характеризуются гармоничными и пропорциональными формами, которые сохранились на протяжении веков. Порода представлена рыжими и гнедыми окрасами.

Кобыла и жеребенок породы Брабасон

Лошади быстро созревают, легко привыкают к новому содержанию, нетребовательны к кормам. Весом и высотой они мало отличаются от шайров. Экстерьер дополняют развитые мышцы и сухая конституция. А учитывая покладистый характер и отличную работоспособность, говорить об их популярности не приходится.

Назначение тяжеловозов

Лошади тяжеловозы создавались с целью тяжелой работы на полях или в упряжке. Эти рабочие лошади — сильные и выносливые, они использовались в качестве тяжеловозного транспорта, перевозя грузы на большие расстояния, передвигаясь ровной рысью.

Работа на лошади в поле

Времена изменились, и грузы перевозятся на транспорте и рабочая лошадь тяжеловоз стала не нужна. Но эти сильные и статные животные не утратили былой популярности, хотя и востребованы не так, как раньше. Их используют:

  1. В сельской местности для перевозки грузов, для получения молока и мяса;
  2. В городских условиях идет активное восстановление пород: они нашли применение в спорте, шоу и туристическом бизнесе;
  3. Исторические места Европы прекрасно дополняют лошади тяжеловозы. Они создают особый колорит, привлекая туристов.

Особенности разведения

Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.

У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.

Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.

Видео: тяжеловозы. Отличие от верховых лошадей

Крупные и добрые кони достойны того, чтобы их сохранили и приумножили. Это красивые и гордые животные должны занять свое место в современном мире. Поэтому работу по их разведению не останавливает сложная обстановка в стране или финансовые трудности.

Выращивание лошадей-тяжеловозов как бизнес

Выращивание лошадей – это не самое простое направление деятельности, поскольку оно требует немалых денежных вложений и тяжелого труда. Этим «делом» стоит заниматься только в том случае, если у предпринимателя есть страстная любовь к этим прекрасным, грациозным, умным и преданным человеку животным.

Благодаря энтузиастам интерес к коневодству в Украине постепенно возрождается, и все большее количество людей вкладывают средства в создание миниферм, где разводят различные породы лошадей: для участия в спортивных состязаниях, для организации конных прогулок, для школ верховой езды и для такого популярного в настоящее время направления, как экологический туризм. Животное для туристических целей обычно выращивается в течение трех лет или покупается взрослым.

Что касается разведения лошадей для спорта (для этой цели берут, как правило, арабских скакунов), то процесс их подготовки занимает от пяти до шести лет.

Отдельное направление представляют рабочие лошади тяжеловесы, которых выращивают в основном для сельского хозяйства, где они ценятся за высокую работоспособность, мощную тяговую силу, непритязательность и выносливость.

По внешнему виду лошадей – тяжеловесов легко отличить от прочих изящных ездовых пород, поскольку они имеют не только внушительный экстерьер, но и, как правило, имеют более спокойный, дружелюбный и покладистый нрав.

Селекция и формирование тяжеловесов в отдельную породную ветвь началось еще в эпоху рыцарства и крестовых походов, когда облаченному в тяжелые железные доспехи всаднику понадобилась более крепкая и стойкая лошадь, способная нести не только человека, но и десятки килограмм боевого облачения. С этой целью создавались и постоянно улучшались характеристики тяжеловесов, представляющие мощную и управляемую боевую ” машину ” .

Позже тяжеловесных лошадей стали использовать для перевозки грузов и обработки полей, поскольку обычные ездовые породы плохо справлялись с этой тяжелой работой. С развитием промышленности именно эти лошади внесли неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства и мировой индустрии, участвуя во всех сферах деятельности человека, где требовалась семижильная сила и выносливость.

В настоящее время существует около десяти разновидностей этих пород.

Разведение лошадей – тяжеловозов

Если рассматривать разведение коней не как хобби, а как бизнес, то предпринимателю придется вложить довольно немалые средства в постройку конюшни, организовать вольер для выгула и тренировки лошадей, обеспечить животных кормами (желательно, чтобы недалеко от конюшни имелось пастбище), приготовить упряжь, инструменты и прочее.

Кроме того, придется тщательно изучить принципы содержания, ухода и рацион питания лошадей, определить особенности выращивания различных пород. Предпринимателю могут потребоваться также услуги ветеринара и зоотехника.

Содержание и уход за тяжеловесными лошадьми

Содержание тяжеловесных пород, благодаря их непритязательности мало чем отличается от содержания всех прочих пород.

Конюшню необходимо строить таким образом, чтобы на каждую лошадь в стойле приходилось минимум четыре метра квадратных площади. Помещение должно быть теплым, без сквозняков и при этом хорошо освещаться и проветриваться в любое время года.

Наиболее трудоемкой является работа по очистке конюшни от навоза, но ее следует производить регулярно.

Кормить лошадей следует в среднем около трех, четырех раз в день. В качестве корма чаще всего применяется свежая зелень, заготовленное заранее сено (в зимний период) или корма из силосной ямы, а также зерно (как правило, овес), комбинированные заводские корма, добавки и витамины.

Объем ежедневного корма следует соизмерять с породой и степен ью нагрузки на животное.

Следует помнить о том, что взрослая лошадь пьет достаточно много воды (до ста пятидесяти литров в сутки), поэтому заводчику следует позаботиться о поилках с чистой, свежей (но не холодной) водой.

Примечательно, что лошадь – тяжеловоз, должна регулярно испытывать силовые нагрузки, иначе она может заболеть. Фермеру необходимо помнить об этом.

Рабочие качества лошадей – тяжеловесов

Читать еще:  Разведение поросят: бизнес-план и рентабельность

За долгую историю разведения тяжеловозов, были выработаны определенные показатели и нормативы тяговой выносливости лошадей. Ниже приводятся параметры, по которым они определяются:

· Время доставки груза (рысью) на дистанцию два километра при силе тяги пятьдесят килограмм

· Время доставки груза (шагом) на дистанцию два километра при силе тяги сто пятьдесят килограмм

· Тяговая выносливость (дистанция, которую лошадь может пройти без остановки при силе тяги триста килограмм)

· Максимальная сила тяги, которая позволяет определить предельную степень силы (в килограммах веса груза), которую лошадь способна развить на короткой дистанции шагом


Наиболее популярные породы лошадей-тяжеловозов

На вид лошадей тяжеловесов легко отличить от всех прочих пород, благодаря мощному и мускулистому экстерьеру.

Как правило, все тяжеловозы имеют широкий круп, могучую спину, массивную голову и крепкие сильные ноги с крупными копытами.

Первой официально признанной породой тяжеловозов стала «Су́ффолькская» порода лошадей (лат. Equus ferus caballus), выращенная в Старом Свете более трех веков назад. Название разновидность получила благодаря графству Саффолк, где она и была выведена.

Примечательно, что данная порода, благодаря своему генофонду не только стала прародительницей большинства новых, в том числе современных пород тяжеловесов, но до сих пор сохранила свои первоначальные характеристики. «Суффолькские лошади» непритязательны, имеют добрый нрав и обладают уникальной выносливостью.

Практически в это же время, подобные работы проводили и селекционеры – коневоды стран Бельгии и Франции, благодаря чему появились такие популярные породы тяжеловесов, как: «Першероны» и «Брабансоны».

В настоящее время наиболее известными (помимо вышеперечисленных), являются следующие породы лошадей:

· «Шайр» (английская порода тяжеловозов)

· «Бельгийский тяжеловоз» («Арденская» порода тягловых лошадей)

· «Литовская тяжелоупряжная» (зарегистрирована в 1963 году)

· «Владимирский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1946 году)

· «Советский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1952 году)

Эти и другие тяжеловесные породы в настоящее время активно разводятся в Соединенных Штатах, Канаде, России и во многих европейских государствах. Их ценят за превосходный внешний вид, выносливость и уникальные силовые характеристики.

Среди лошадей тяжеловесов ежегодно проводятся специальные соревнования с целью выявления лучших представителей различных пород, которые включают дисциплины на определение выносливости и силы. Турнир определяет также наиболее послушных лошадей, поэтому эти соревнования весьма зрелищны и популярны.

Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание

Лошади тяжеловозы: приобретение и содержание. Что собой представляют лошади-тяжеловозы? Это специально выведенные породы, отличающиеся крупным телосложением и необычайной силой. Исторически, потребность в таких животных возникла в эпоху средневековья, когда вес рыцаря в доспехах переваливал за центнер. Не всякая лошадь могла унести такой груз, а потому началась целенаправленная селекция.Тяжеловозы значительно превосходят обычных лошадей по размерам. Их средний рост превышает сто восемьдесят сантиметров, а вес – около тонны. Широкая грудная клетка и развитая мускулатура дополняют образ трудового животного, обладающего немалой силой. Рекорд такого коня по передвижению тяжести составляет более двадцати тонн, что фактически превосходит по всем показателям некоторые грузовые автомобили. Поэтому, несмотря на механизацию, лошади тяжеловозы используются при различных работах и в настоящее время.

Сейчас существует уже более двух десятков пород данного типа, при этом исторически сложилось так, что они все произошли из Европы. Наиболее известны такие, как: першероны – французские тяжеловесы, брабансоны – бельгийские тягачи, шайры – английские, клейдесдалы – шотландские, торики – эстонские. Кроме того, местное распространение получили такие породы, как: Ютландская ( место обитания Дания), Пойтевин (юг Франции), Контойская (Франш-Котон, франко-швейцарская граница), Владимирская (Центральная Россия) и некоторые другие. Наличие местных пород обусловлено тем, что происходила случка лошадей тяжеловозов с другими видами, для получения сильного и выносливого потомства привычного к местным условиям.

Но в тоже время тяжеловозы так и остались в Европе. На других материках, несмотря на их высокие силовые качества, они практически не используются. Об их внешнем виде стоит упомянуть отдельно. Рослые, мускулистые и крепко сбитые красавцы напоминают античных спартанцев, вызывая изумление у их ценителей.

Вопрос о покупке не всегда можно решить, ведь тяжеловозы в России разводятся всего на трех конезаводах – в Гавриловом Посаде, Юрьеве-Польском и во Владимире. Причина этого кроется в том, что несмотря на все свои достоинства данный тип животных, в конце прошлого века, был незаслуженно забыт, в результате чего их разведение пришло в упадок. Но сейчас ситуация постепенно меняется, однако приобретение такого коня пока возможно не многими. Узнав, сколько стоит лошадь тяжеловоз, многие отказываются от своей задумки.

В настоящее время эти мощные и рослые животные зачастую участвуют в различных парадах и шествиях. Так же проводятся с их участием специальные соревнования на силу тяги и на тягловую выносливость. Кроме того, праздничные кареты, которые можно увидеть сейчас на улицах многих городов, как правило, тянут тяжеловозы. В различных европейских городках, зачастую можно увидеть телеги, возящие по улицам бочки с логотипом пивной компании, в которые запряжены кони того же вида. В некоторых странах, таких например как Германия, довольно популярны праздники с распиванием пива в больших компаниях. И частенько во время торжеств, пивную братию возит по городу трактор или тяжеловес.

Если особь победила соревнование лошадей тяжеловозов, то она ценится уже гораздо больше, чем другие представители этого вида. Поэтому существует рынок покупки и перепродажи этих животных, который приносит ощутимый доход тем, кто занимается их разведением, а также посредникам.

Но чтобы вырастить полноценного представителя, описанной выше породы, необходимо знать о его особенностях. В частности его рацион отличается частично от образа питания обычных лошадей. Например первому нужно больше овса, корнеплодов и конечно же сена. Кормят их не менее пяти раз в день, а при больших нагрузках порции увеличивают.

Список рекомендуемых продуктов напрямую зависит от породы лошадей тяжеловозов. Ведь они были выведены искусственно и потому, каждая имеет свои особенности, которые нужно обязательно учитывать.Однако примерное меню животного этого типа составляют: концентрированный корм примерно 25% , грубый – 40%, сочный – 35 %. Кобылам-маткам обычно увеличивают процент содержания сочных кормов до 40, при этом уменьшая долю грубых. К концентрированному корму относится овес или другие злаковые культуры. К сочным – кормовые морковь и свекла, а также картофель и силос. К грубым относят солому, однако она должна составлять только одну четверть от общего числа грубого корма. Если у животных есть возможность выпаса на пастбище, то их основной их рацион состоит из свежей травы.

Порода лошадей – Владимирский тяжеловоз: особенности, уход, содержание и разведение

В конце 19 века российские специалисты приступили к выведению местных тяжеловозов. Одной из первых и самых успешных пород в этом плане считается Владимирский тяжеловоз. Благодаря своим уникальных качествам и красоте порода снискала себе огромную популярность как среди профессиональных заводчиков, так и у фермеров-любителей.

История происхождения владимирского тяжеловоза

Выносливыми и сильными конями всегда славилась Владимирская область, которая поставляла животных в крупные города. И именно в этой области, в Гавриловом Посаде, находился конный завод, где селекционеры задались целью создать тяжелоупряжную породу местного производства.

Поскольку своих особей этой категории не было, пришлось закупить будущих родителей за границей. Из Франции были привезены першероны, из Англии поставили суффолских лошадей, из Бельгии — арденовских. Позднее активно в работах по селекции стали использовать завезенных из Шотландии клейдесдалей и шайров из Англии.

Перед специалистами стояла задача вывести мощную и красивую породу, гены должны были передаться от импортных родителей, но с другой стороны — новые представители должны быть сильными, выносливыми и легко приспосабливаться к различным условиям.

Только в 1936 году, когда принялись системно изучать различные помеси, был выявлен Владимирский тяжеловоз. Потребовалось еще 10 лет, чтобы довести его до ума и зарегистрировать официально в качестве новой породы. Так, в 1946 году в реестре появился Владимирский тяжеловоз.

Характеристика

Это один из самых крупных тяжеловозов в России. При первом знакомстве с ним поражают его габариты. Рост лошади может достигать 175 см — это высота в холке, а максимальный вес доходит до 1200 кг. Самцы крупнее самок. Жеребец в среднем весит около 760 кг, а обхват груди у него равняется 207 см. Кобыла соответственно весит около 690 кг, а обхват груди не дотягивает до 2 метров и составляет 196 см.

Пясть для тяжеловоза довольная длинная, она может достигать 30 см, в обхват — 23,5 см. По толщине пясти опытные коневоды судят о развитие костяка и крепости конституции.

Если говорить о масти, то львиная доля приходится на гнедую и рыжую, реже встречаются вороные и бурые лошади.

Внешний вид

Этого исполина трудно перепутать с другими породами. Высокий коренастый красавец с густой гривой и хвостом сразу же приковывает к себе взгляд.

Голова животного крупная, череп массивный, если рассматривать его профиль, то будет заметна горбоносость. Длинная, полная шея с ярко выраженным затылком, сильная и косая лопатка. Широкая грудь. Плечи животного мускулистые, спина длинная и широкая, круп — задняя часть туловища, немного опущена вниз. Копыта широкие, рог твердый и прочный.

Нижняя часть ног «одета» в белые «носочки» с пышной оброслостью. Шерсть очень густая, короткая, и придает животному сходство с громадной плюшевой игрушкой. Часто на голове и животе у животного можно увидеть белые пятна.

Характер

Несмотря на крупные размеры, лошади очень активные и энергичные. Нрав у большинства представителей уравновешенный, добродушный и дружелюбный. Движения у них свободные, с хорошим захватом пространства. Они прекрасно себя чувствуют в городской суете и на деревенских просторах.

Это непугливое животное. Они хорошо контактируют с ребятами, слушаются и подчиняются человеку, поэтому часто их задействуют для верховых прогулок, усаживая новичков в седло, для туризма и охоты.

Достоинства породы

Среди основных достоинств породы выделяют:

  • Универсальность — лошадей используют не только по их прямому назначению — перетаскиванию тяжестей, работе на земле, но благодаря их грациозности они прекрасно подходят для верховой езды и спортивных состязаний.
  • Они отличаются максимальной выносливостью и силой.

Недостатки

Недостатки у владимирского тяжеловоза также имеются, но их значительно меньше:

  • Длинная и мягкая спина вкупе с плоскими ребрами проигрывает по физическим кондициям суффолским представителям. Казалось, эти «минусы» строения делают лошадь неповоротливой и не дают ей разбежаться, но на практике доказано обратное, конь с грузом в 1500 кг за 5 минут преодолевает расстояние равное 2 км.
  • Низкая скорость передвижения из-за большого веса, если сравнивать его с другими тяжелоупряжными породами.

Содержание

Одной из причин, почему в Российской империи потребовалось выведение собственных тяжеловозов, а не закупка импортных лошадей, это необходимость приспособить коней к минимальным простым условиям и низкокачественной кормовой базе. Что и было сделано. Однако для Владимирского тяжеловоза все-таки стоит соблюдать сбалансированный состав и нормы питания и предоставить более-менее комфортное содержание, чтобы животное оставалось здоровым и сохраняло «рабочую» форму.

Лошади могут жить в деннике — изолированном помещении или стойле. При содержании животного в деннике, оно может страдать без общения с другими собратьями. В результате лошадь становится агрессивной, отказывается от еды.

В стойле с общением проблем не бывает, но в нем затруднительна уборка и зимнее содержание. При низких температурах проветривание стойла ограничено, поэтому в холодное время часто лошади подвержены заболеваниям, связанными с застоявшимся воздухом. К тому же заболевшая лошадь может стать источником распространения болезни и заразить других животных. Для того чтобы снизить вероятность появления заболеваний, помещение необходимо дезинфицировать еженедельно.

На каком бы вы варианте содержания ни остановились, высота потолков должна быть 3 метра — это позволяет лучше вентилироваться воздуху. Вентиляция в конюшне необходима, но она не должна создавать сквозняков. Оптимальным вариантом станет установление форточек под крышей.

Большую часть дня конюшня должна освещаться солнечными лучами, темнота сказывается негативно на зрении лошади. Окна делают большие, чтобы свет в большом количестве проникал в помещение.

Пол делают деревянный или из бетона. Более долговечным является последний вариант, для отведения лишней жидкости в нем делают сточные канавы. Для настила используют опилки или солому.

В зимнее время в конюшне поддерживают температуру +8…+11 °C, минимальная — 3 °C тепла. Выше поднимать нецелесообразно, поскольку резкий перепад температур на улице и в конюшне приводит к заболеваемости животных. В теплое время года помещение проветривают и регулярно чистят от навоза. При жаркой погоде окна занавешивают тканью, чтобы сдержать рост температуры, перегрев очень опасен для лошадей.

Уход и кормление

Появление в конюшне Владимирского тяжеловоза не потребует никаких дополнительных затрат как в физическом, так и в финансовом плане. Как и любой лошади, ему требуется регулярный ежедневный уход:

  • Тяжеловоз создан для тяжелой работы, поэтому в режиме у него должны быть физические нагрузки. Если животное используется по назначению, то осмотры у ветеринара должны стать постоянными, не менее 5 раз в год. Прогулка на свежем воздухе также обязательный пункт в уходе.
  • В конце дня при теплой погоде коня купают, обдают его теплой водой из ведра или шланга. В холодный период разрешена только сухая чистка, на водные процедуры накладывается табу.

Разведение и потомство

Для разведения подбирают только здоровых чистокровных животных, которые не имеют проблем с поведением. Возраст особей должен быть не менее 3 лет. Лучше чтобы кобыла была больше жеребца.

Случку проводят естественным или искусственным путем. Оптимальное время для нее середина марта — июль. Тогда жеребенок появится в теплое время года, когда нет недостатка в свежей траве. Кобыла отличается хорошей молочностью, поскольку детенышу требуется большое количество молока.

Перспективы разведения Владимирской породы

Время тяжеловозов прошло, машины заменили лошадей, в деревнях редко кто держит этого исполина для работы. На сегодняшний день поголовье породы значительно снижается и можно говорить об угрозе исчезновения этого красавца. Хотя селекционеры до сих пор и работают с ним, но маточное поголовье не насчитывает даже сотни голов.

Но перспектива у Владимирского тяжеловоза все-таки имеется хорошая. Великолепный внешний вид, спокойный и покладистый нрав подходит для туризма, конных состязаний и спортивной охоты.

Спрос и предложение на эту породу есть. Цена за жеребца может доходить до 500 тыс. рублей. В среднем же стоимость колеблется от 200 до 250 тыс. рублей за годовалого жеребца. Цена зависит от региона происхождения, родословной, возраста, пола, вакцинации животного. Жеребец Владимирского тяжеловоза обычно стоит дороже кобылы.

Интересные факты о лошади

Истинным ценителям лошадей будет интересно узнать несколько любопытных фактов об этой породе:

  • предки тяжеловоза — рыцарские кони, изображения которых до сих пор можно встретить на средневековых картинах;
  • самый крупным тяжеловозом был конь по кличке Мамонт, его рост был более 2 метров, а весил он 1,5 тонны;
  • эти крупные животные могут брать невысокие препятствия и перепрыгивать через небольшие барьеры;
  • стойкая нервная система позволяет лошади работать при любом шуме, грохоте и крике;
  • выносливость владимирских тяжеловозов доказана, именно на них совершали путь от Владивостока до Москвы.

Итак, Владимирский тяжеловоз — эта уникальная порода, которая совмещает в себе мощь и грациозность, энергичность и спокойствие, а колоритный экстерьер покоряет с первого взгляда. Он не требует какого-нибудь специального ухода и становится верным другом хозяину.

Тяжеловозные породы лошадей

Тяжеловозные породы лошадей не участвуют в скачках и не могут похвастать грациозными движениями. Предназначение этих животных иное – они используются для выполнения тяжёлой работы и перевозки грузов.

Особенности тяжеловозных пород

Лошади-тяжеловозы не всегда отличаются высоким ростом, но обладают крепким телосложением. У них мощные конечности, толстая шея, широкая спина и большая грудная клетка. Главное качество таких пород – сила.

До развития механизации тяжелоупряжные лошади использовались на полевых работах и для транспортировки грузов. Сегодня большинство таких пород оказались под угрозой исчезновения.

Тяжеловозы в России

В XVIII столетии активно развивалось сельское хозяйство. В то время возникла потребность в сильных лошадях. Закупать тяжеловозов из Европы сельским жителям было не по карману. Тогда на основе зарубежных пород – першеронских лошадей, шайров, клейдесдалей и брабансонов были выведены отечественные тяжелоупряжные кони.

Владимирская порода

Эта породная линия была создана в конце XIX века на основе жеребцов клейдесдаль из Англии. Селекционная работа проводилась несколько лет, а признание порода получила в начале XX столетия.

Английские тяжеловозные жеребцы скрещивались с местными упряжными кобылами, которым были присущи лучшие качества ­– выносливость, приспособленность к суровому климату и русской кормовой базе. Появившиеся на свет жеребята унаследовали силу, мощь, красивое телосложение и оказались адаптированными к здешним условиям.

Владимирские тяжеловозы отличаются рослостью и массивностью. Их основные характеристики:

  • рост – 1,7 м;
  • длинная плотная спина, крепкая поясница;
  • большая голова;
  • профиль слегка выпуклый;
  • круп плотный, приспущенный;
  • конечности мощные, снизу покрыты длинной шерстью;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть преимущественно гнедая, реже встречаются вороные представители.

Владимирские тяжеловозные кони

Владимирские тяжеловозные кони, несмотря на свой грубоватый облик, проявляют добрый и покладистый нрав. Основное направление использования этой породы сегодня – конный туризм.

Русская тяжелоупряжная лошадь

Эта порода является потомком бельгийских арденов и першеронов. Она ценится выше, чем советский и владимирский тяжеловозы, благодаря неприхотливости и выносливости. Русские тяжелоупряжные кобылы производят много молока, из которого готовят кумыс.

  • рост – 1,5 м;
  • обхват пясти у жеребцов – 21 см;
  • шея короткая, плотная;
  • спина удлинённая, широкая, линия поясницы прямая;
  • конечности средней длины, крепкие, в нижней части оброслые;
  • грива густая;
  • масти – гнедая, рыжая.

Сейчас русский тяжеловоз реже используется в полевых работах, зато он прекрасно зарекомендовал себя в конном туризме. Эти лошади могут часами возить в седле детей и взрослых, не проявляя при этом норов.

Советский тяжеловоз

Порода получена с помощью поглотительного скрещивания битюга с брабансоном, першероном, арденом и суффольком. Она отличается от других рослостью. Высота в холке взрослого жеребца достигает отметки 1,7 м, при этом особь весит 700–1000 кг. Преимуществами породной линии являются:

  • скороспелость молодняка;
  • неприхотливость к условиям содержания и кормам;
  • высокая молочность кобыл.

Порода Советские тяжеловозы

Советские тяжеловозы – спокойные и миролюбивые животные. Жеребята отличаются стремительным ростом. До трёхлетнего возраста их задействуют для выполнения тяжёлой работы, после чего используют как производителей.

  • голова среднего размера, сухая;
  • шея недлинная, очень плотная;
  • спина массивная, широкая;
  • грудная клетка мощная, рёбра округлой формы;
  • конечности крепкие, устойчивые, недлинные;
  • волосы в гриве и хвосте средней густоты;
  • масть гнедая, рыжая.

Другие тяжеловозные лошади

Многие европейские породы тяжелоупряжных лошадей повлияли на развитие отечественных, поэтому стоит ближе познакомиться и с ними.

Бельгийский брабансон

Предки брабансонов – ардены и фламандские лошади. Бельгийцы по праву могут гордиться своим детищем, так как сегодня эта породная линия считается самой лучшей среди всех тяжеловозов в мире.

  • рост до 165 см;
  • небольшого размера голова;
  • крепкая широкая шея;
  • округлая глубокая грудь;
  • мощная спина и крестец;
  • сбитый круп с хорошо выделяющимися мышцами;
  • ноги сухие и сильные, короткие, с правильной постановкой и прочными копытами;
  • масти – гнедая, бурая, а также рыже-чалая.

Основные преимущества породы – раннее созревание, молочная продуктивность кобыл, длительный срок использования в воспроизводстве и неприхотливость.

Внимание! У породы был только один существенный недостаток – вогнутая линия крестца. Селекционерам удалось устранить этот наследственный дефект.

Клейдесдаль

Эти лошади создавались в Шотландии, в их жилах течёт кровь аборигенных диких лошадей и фламандских жеребцов. Кони отличаются гармоничным телосложением. Характеристики породы:

  • длинная ровная шея;
  • компактная голова с зауженной лобной частью;
  • ноздри широкие;
  • глаза большие и выразительные;
  • укороченная широкая спина;
  • компактный рельефный круп;
  • конечности средней длины, жилистые, оброслые ниже скакательных суставов;
  • масть гнедая.

Внимание! Для породы клейдесдаль характерно наличие белых отметин в нижней части ног.

Першерон

Тяжеловозная порода першерон родом из Франции. Считается, что в жилах этих лошадей течёт кровь булонских, бретонских и арабских предков. Несмотря на свои крупные габариты, животные отличаются грациозным лёгким ходом и небывалой ловкостью.

  • высота в холке достигает 1,62 м;
  • грудь мощная, в обхвате 1,97 м;
  • пясть – 23–24 см;
  • голова с широким немного выступающим лбом и тупым носом;
  • уши удлинённые;
  • ноздри большие;
  • шея короткая мощная;
  • круп компактный округлой формы;
  • низкая посадка хвоста;
  • спина широкая, но короткая, сильная;
  • ноги очень мощные с крупными суставами;
  • масть преимущественно серая в разных вариациях.

Першероны – умные, покладистые и выносливые лошади. Сегодня их используют в цирке, а также для конных прогулок в сфере туризма. В сельской местности они являются прекрасными помощниками на полевых работах. Жеребцы нередко применяются для улучшения характеристик других породных линий.

Эта порода признана одной из древнейших среди тяжелоупряжных. Родом она из Англии. Во времена Крестовых походов кони использовались в военных целях, а позже стали применяться как упряжные. В XVIII столетии шайров задействовали в сельскохозяйственной сфере. В послевоенное время порода оказалась на грани исчезновения, как и многие другие. Сейчас её пытаются возродить.

  • рост – 1,80 м (некоторые представители выше 2 м);
  • большая голова с широкой лобной частью;
  • длинная и мускулистая шея;
  • низкая холка;
  • массивная широкая грудная клетка;
  • крестец мощный, плотный;
  • круп округлый;
  • конечности средней длины, крепкие;
  • масти – гнедая, серая, рыжая и вороная;
  • для шайрской породы характерна лысина на голове и белые «чулки» на задних конечностях.

Справка. Рабочая лошадь тяжеловоз шайр обладает уравновешенным характером и тонким умом, а ещё она славится мягким аллюром.

Почти все тяжеловозные породы лошадей оказались в печальном положении, когда начался век механизации. Только благодаря современным энтузиастам удалось сохранить этих лошадей. Сегодня они демонстрируют свою мощь, участвуя в выставках и на испытаниях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector