Образ кошки в искусстве
Zoo-skazka.ru

Портал про животных

Образ кошки в искусстве

Статья “Образ кошки в искусстве”

Образ кошки в искусстве

Кошки – это удивительные существа. Это доказывает то, что образ кошки прослеживается во многих видах искусства на протяжении многих лет. Я проанализировала устное народное творчество, в частности, приметы, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни, а также названия литературных произведения и мультфильмов. У меня получился довольно длинный список произведения, хотя он далеко не полный…

Произведения русского народного фольклора

Рыжая кошка: счастье в дом.

Черная кошка перебежала дорогу – к неприятностям.

Многоцветная кошка в доме – к счастью.

Кошка моется — гостей замывает (зазывает).

Кошка свернулась клубком – к морозу.

Приблудная кошка – к скорой свадьбе.

Если кошка чихнула – это к дождю.

Кошка лежит брюхом вверх — к теплу.

Трёхцветная кошка охраняет дом от пожара и других несчастий.

Кошка скребет лапами по полу: зимой – к метели, летом – к дождю; закрывает нос лапой – к холоду; спит на полу – к теплой погоде.

Кошка ласково мурлычет – значит, у нее хорошее настроение.

Кошка мяукает – значит, либо что-то просит, либо приветствует вас.

Кошка трется об ноги – значит, говорит спасибо или просит что-то.

Если кошка около Вас, и её хвост дрожит, так она выражает свою любовь.

Когда хвост у кошки начинает опускаться – значит, настроение изменилось – можно отойти, она не обидится.

При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Пословицы и поговорки

Без кота мышам раздолье.

Борода не в честь, а усы и у кота есть.

Доброе слово и кошке приятно.

Знай кошка своё лукошко.

Кошачья лапка мягка, да коготок востёр.

Ночью все кошки серы.

Собака не забудет хозяина, кошка — дом.

Воруя сметану, кошка закрывает глаза.

Собака хозяйка во дворе, а кошка в избе.

Отчего кот гладок? — Поел, да и на бок.

Кошка только на мышей храбра.

Зарекалась кошка на стол лазить…

Кошачьи глаза дыму не боятся.

Если хочешь долго жить, надо с кошкою дружить.
Кошку девятая смерть донимает (она живучая).
Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.
Собака – обжора, а кошка – сластена.
Не все коту масленица.
Отольются кошке мышкины слезки.
Чует кошка, чье мясо съела.

Что за зверь со мной играет? –
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки.

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.

Мягкие лапки,
А в лапках – цап-царапки.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

У порога плачет,

Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Кто родится с усами?

Берегись, мышиный род –
На охоту вышел …

Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа –
Он вымоет лапки,
Но после обеда.

Лев усатый,
Встал горбатый?

Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте —
Не ленивый я в работе.

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это — …

Этот зверь живёт лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — …

Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко —
Вот и вся загадка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

Зубастый, мохнатый,
Как есть начнёт —
Песенку поёт.

Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.

В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает.

Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище.

Зеленые глаза —
Всем мышам гроза.

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два — как яхонты.

Ой, ты котик, мой коток,
Толстолобенький лобок,
Приходи-ка ночевать,
Мою девочку качать.

Уж ты, котенька, коток,
Котик, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусочек пирога.

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.

Уж ты, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приходи к нам вечером,
Коли делать нечего,
Да садись-ка на кровать
Нашу деточку качать.
Уж я котеньке, коту
Новы лапотки сплету,
Дам кусок пирога
И ведерко молока.

Приди, котенька, коток,
Приди, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Катенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
И сапожки закажу!

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока,
Шубу новую куплю
И сапожки закажу,
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою.

Котя, котенька, коток,
Коток, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
А как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшинчик молочка
И кусочек пирожка,
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу.
Баю-баю-баю-бай,,
Спи, скорее засыпай.

Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
“Приди, котик, ночевать,
Мово Ваню покачать!”
Уж я серому коту
За работу заплачу:
Дам мяса кусок,
Молока туесок.
Бай да побай,
Ты, Ваня, засыпай!

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И горшок молока.
Уж как я тебе, коту,
Шубу новую сошью,
Надену на ножки
Красные сапожки.
Будет котенька шагать,
Мою доченьку качать.

Коток , коток, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу дочку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу.
Я потру тебе носок,
Дам говядины кусок,
Ешь ты, котик, не ворчи,
Больше кушать не проси.

Ата-та, ата-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Петра Петровича.
Уж ты, котик, ты коток,
Твой серенький лобок,
Приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Читать еще:  Почему кошки спят в ногах: 7 вероятных причин

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
— Где мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.

Баю-баиньки-баю,
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Коту наказываю:
Киса, каши свари,
Киса, Лизу накорми,
Киса, кашки поешь,
Киса, Лизоньку утешь!

Котик песенку поёт
В уголке у печки…
Мой сыночек спать идёт,
Догорели свечки.
Котик песенку поёт,
Ждёт сынка кроватка!
Скоро мальчик мой уснёт
На кроватке сладко.
Ночка тёмная уйдёт;
Снова утро будет…
Котик песню допоёт,
Котик нас разбудит…
Выйдет солнышко опять,
В окна к нам заглянет…
И сыночек мой гулять
Собираться станет!

Ой ты, кот-котёнок,
Не ворчи спросонок.
Видишь, спит ребёнок,
Маленький ребёнок.
А ты котик рыжий,
Не сиди на крыше.
А ты, котик белый,
По двору не бегай.
А ты, котик серый,
Возьми в лапки веник,
Подмети крылечко,
Затопи-ка печку.
А ты, чёрный котик,
Пушистый животик,
Снаряжай-ка лодку,
Да греби в охотку.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя на порог –
Всполошится весь народ:
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут приговаривать –
Ах ты котя, коток,
Котик, серенький лобок!
Прийди, котик, ночевать,
Нашу девочку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

У кота-воркота
Шёрстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Уж коту-воркоту
И достанется.
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!

Русский народные сказки:

«Кот – серый лоб, козёл да баран»,

«Волк, кот и собака»,

«Мышь, кот и сверчок»,

«Кот, петух и лиса»,

Басни И.А. Крылова «Волк и Кот»,

«Котёнок и Скворец»,

«Кошка и Соловей»,

Е.И. Чарушин «Васька, Бобка и крольчиха»,

Е.И. чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»,

Ш. Перро «Кот в сапогах»,

Ш. Перро «Принцесса-кошка»,

В. Г. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»,

К.И. Чуковский «Котауси и Мауси»,

Э. Успенский «Простоквашино»,

С.Я. Маршак «Кошкин дом»,

С. Я. Маршак «Почему кошку назвали кошкой»…

Кошка: символический образ в изобразительном искусстве

Богини и охотницы

В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня , рисовали на посуде и на стенах погребальных камер , лепили из глины… На берегах Нила они были священны , а за убийство зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах.

В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах , амфорах , красивых мозаиках Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.

С небес – в преисподнюю

В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень , так и похоть , а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи , поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись , за исключением упоминания в бестиариях ( богато украшенных сборниках сведений , касающихся тех или иных животных , в том числе и мифических).

Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например , в своей « Тайной вечере» Доменико Гирландайо ( 1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота , предавшего Христа , тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному , символизировавшему в этом сюжете измену.

Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Например , в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» ( 1495−1503) можно увидеть Мурку , лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе мужчины. Полагается , что на этой картине изображена продажная любовь , а присутствие кошки указывает на цель визита гостя.

На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя Ирода , на котором будут присутствовать эти звери.

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нидерландского живописца Иеронима Босха ( 1450−1516) «Сад земных наслаждений». На переднем плане , около Древа познания , Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха , никакая идиллия не существует без предзнаменования зла , и мы видим яму с тёмной водой , кота с мышью в зубах , в данном контексте символизирующего дьявола , жестокость.

А Франциско Гойя, рисуя кошку , желал показать хищные инстинкты ( «Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).

Шедевр природы

Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр , созданный природой», — писал Леонардо , заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся , играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.

Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем , воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как , например , на полотне фламандской художницы Клары Петерс ( 1594−1657), создавшей несколько « жанровых» натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.

Кот в доме

К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи ( Луи Ленен «Счастливая семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства , уютного дома и вольностей.

В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс ( 1724−1806), на портрете рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и кота.

Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси ( 1798−1861) и его гравюра « Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это пародия на известную серию гравюр « Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо заполненной гравюре , каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.

Женщины-кошки, день и ночь

Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане ( 1832 — 1883) в картине « Олимпия» ( 1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной женщины , художник передал метафору « женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля Бодлера , в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок является классическим атрибутом в изображении ведьм , знаком дурных предчувствий и изменчивой женской натуры.

Кошка: символический образ в изобразительном искусстве

Богини и охотницы

Предшественники милых барсиков и мурок не были столь милы и приветливы. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки — бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза статуи сужались или расширялись (жрецы умело пользовались достижениями новейших технологий того времени), а изо рта священного животного каждый час струилась вода. Их каменные изваяния неотступно следовали за фараонами в загробный мир и там охраняли… правда, главная их охранная миссия заключалась в истреблении грызунов, мастерски уничтожавших зерновые припасы. Благодаря природной ловкости умелые охотницы были возвышены до ранга богов, следовательно, изображения их имели магическую силу.

В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины… На берегах Нила они были священны, а за убийство зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах.

Читать еще:  Девон Рекс: коты и кошки

Чуть позже, кошка попала в пантеон германцев и служила богине Фрее: в повозку богини были запряжены две кошки. Пожалуй, на этом ее возвышение завершилось.

В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам и долго считалась животным экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями.

В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т. д. Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.

С небес – в преисподнюю

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. Низвергнутая с престола, она на несколько веков была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства. На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила.

В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания в бестиариях (богато украшенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных, в том числе и мифических).

Кстати, предметом суеверного страха (из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни), своеобразным символом нечистой силы кошка стала относительно поздно. Существовало поверье, что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его изображали, как правило, сидящим на плече своей хозяйки-ведьмы.

Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа, тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену.

Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Например, в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» (1495−1503) можно увидеть Мурку, лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе мужчины. Полагается, что на этой картине изображена продажная любовь, а присутствие кошки указывает на цель визита гостя.

На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя Ирода, на котором будут присутствовать эти звери.

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нидерландского живописца Иеронима Босха (1450−1516) «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.

А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты («Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).

Однако постепенно ситуация менялась: оковы религиозных предубеждений слабели, жизнь становилась комфортней, а уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы, и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию, к тому же в свободную минуту за ними было так приятно наблюдать!

Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.

Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли не записной героиней «домашних» сцен у таких художников как Ганс фон Кульнбах (1476−1522), Жан Корнелис Вермейен (1500−1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556−1629), Жан Батист Перроно (1715−1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699−1779), на полотнах ученицы Франса Хальса голландской художницы Юдифь Лейстер (1609—1660).

Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Нет, она еще не в центре композиции, но уже важная смысловая деталь произведения. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие.

Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как, например, на полотне фламандской художницы Клары Петерс (1594−1657), создавшей несколько «жанровых» натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.

К XVII—XVIII вв. коты незаметно проникли и прочно обосновались в жизни человека.

К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и вольностей.

Кардинал Ришелье держал десятки любимиц и завещал о них заботиться после его смерти. В XVIII веке, кошка победоносно шествовала по салонам знатных дам, которые заказывали портреты своих питомцев медальерам, а прах хранили в изысканных урнах. Антуан Ватто (1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806) изображали их и в пасторальных сценах и в будуарах дам.

В Англии коты уже вовсю хозяйничали на страницах романов, стихов, картинках как непременный атрибут счастливой семейной жизни.

В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс (1724−1806), на портрете рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и черного кота.

Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и его гравюра «Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это пародия на известную серию гравюр «Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо заполненной гравюре, каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.

Женщины-кошки, день и ночь

В XIX веке живописцы уже не придерживались традиционной символики и решали скорее художественные задачи, а животные для них служили дополнительным средством для выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей.

Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане (1832 — 1883) в картине «Олимпия» (1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной женщины, художник передал метафору «женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля Бодлера, в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком дурных предчувствий и изменчивой женской натуры.

Но, как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали нежность, покой и семейный уют.

У Поля Гогена на картине «Таитяне» спящая средь бела дня кошка — сама нега. Четкий «кошачий след» мы видим и на полотнах Ренуара: «Женщина с кошкой» словно олицетворяет все нежное и пушистое в кошачьей (и не только!) натуре.

Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках, сумках, календарях… Кошка на афише для кабаре Теофила Стейнлена (1896 г.) работы французского графика, автора альбома рисунков под названием «Кот» — символ ночной жизни.

Читать еще:  Воспаление матки у кошки: причины, симптомы и методы лечения

В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их чертами человека и наоборот. Например, на фантастическом полотне Марка Шагала (1887−1985) «Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем. Пабло Пикассо в картине «Кошка с птицей» (1939) передал хищную натуру зверя: выпущенные когти, оскаленные клыки, в которых он держит птичку. Это уже олицетворение фашистской угрозы, набиравшей силу в то время.

Среди художников-котолюбов хотелось бы отметить Маурица Корнелиса Эшера (1898−1972) известного своими гравюрами на дереве и металле. Создавая из птиц, ящериц, змей и других животных свои метаморфозы, он не забыл и про котов. «Коммерчески успешную» тему не обошел вниманием и Энди Уорхолл, впрочем, очень любивший котов.

В наши дни царство котов и кошек на полотнах живописцев можно смело назвать «Котоманией»: сколько бы ни было искусных фото, рисованные кошки остаются популярным и символичным арт-объектом.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

  • живопись (9777)
  • зарубежные творцы (7396)
  • русские творцы (3455)
  • фотография (2463)
  • графика (1554)
  • прикладное творчество (1178)
  • интересные статьи (1087)
  • музыка (1050)
  • архитектура (742)
  • культурные события (704)
  • скульптура (693)
  • поэзия (666)
  • литература (592)
  • ссылки (581)
  • «документальное» (572)
  • дизайн (551)
  • кинематограф (484)
  • история стилей (404)
  • ретро (397)
  • Компьютерное искусство (384)
  • юмор (308)
  • театр (231)
  • обсуждения,вопросы и пр. (178)
  • анимация (175)
  • календарь (161)
  • термины и техники (97)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ХУДОЖНИКИ. КОШКИ В ЖИВОПИСИ

Четверг, 03 Мая 2018 г. 09:47 + в цитатник

Давид Рейкарт. Крестьянка с кошкой

Кошки вошли в историю искусства давно. Но судьба их складывалась непросто: их то превозносили до небес и ассоциировали с богами, то делали символами зла и пособниками дьявола. Здесь мы сосредоточились на тех картинах, где кошки присутствуют для красоты, умиления, улыбки и символизируют прежде всего простое человеческое счастье.

Наброски Леонардо да Винчи

С середины 17 века из символа коварства, похоти и греха в живописи кошка превращается в синоним домашнего уюта и становится полноценным членом семьи.

Луи Ленен. Счастливое семейство

А в 19 веке анималист Генриетта Роннер-Книп сделала карьеру на изображении премилых кошачьих семейств, хозяйничающих в доме наравне с людьми.

Генриетта Роннер-Книп. Путешественники по миру

Сначала она увлекалась рисованием собак. Но когда в её доме появилась первая кошка, переключилась на мурлык и посвятила им следующие 30 лет.

Генриетта Роннер-Книп. Время чая

Ренуар, известный любитель кошачьих, часто использовал природное обаяние пушистых питомцев при написании портретов.

Пьер Огюст Ренуар. Женщина с кошкой

Пьер Огюст Ренуар. Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой

Ну а котики в сочетании с детьми – безотказно работающая формула высшей степени умиления.

Мэри Кассат. Сара с котом

Да чего уж там. Даже взрослым дядям они к лицу!

Анри Руссо. Портрет Пьера Лоти

В русской живописи кошки стали обязательным атрибутом чайных посиделок за самоваром.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем (фрагмент)

Владимир Маковский. Утренний чай

Не только у русских художников кошки оттеняют полноту жизни, её размеренность и безмятежность.

Борис Кустодиев. Русская девушка у окна

Поль Синьяк. Воскресенье

Кошки незаменимы и в более напряжённых сценах – здесь они создают выразительный контраст, воплощая спокойствие и преданность своим кормильцам.

Иван Крамской. Девушка с кошкой

Константин Маковский. Разговоры по хозяйству

Рубрики: русские творцы
зарубежные творцы
живопись

Метки: художники живопись реализм кошки в живописи картины русские и иностранные художники

Процитировано 4 раз
Понравилось: 13 пользователям

Усатые музы: кошки в изобразительном искусстве

Кошки на протяжении многих веков не только украшали жизнь человека, привнося в дом уют и тепло, но и нередко становились источником вдохновения талантливых и даже гениальных творцов: живописцев, скульпторов, писателей.

Эти животные зачастую становились и объектом искусства. Если внимательно присмотреться ко всемирно известным картинам, то можно заметить на них таких изящных и грациозных или озорных и любопытных кошек.

Так, на картине французского художника Луи Ленена под названием «Счастливая семья» изображены люди за столом и маленькая серая кошка, которая, очевидно, признается одним из членов семьи. Пусть она довольно маленькая и занимает незначительное место на полотне, но все же ее присутствие символично. Картина относится к середине XVII века и висит в Лувре. Ленен был одним из первых художников, который стал изображать кошек и собак на своих полотнах.

Кстати, у этого живописца известно и много других работ, все они изображают быт французских крестьян того времени. И практически на всех его картинах есть кошки и собаки — уже тогда они были ценными помощниками человека в быту.

Спустя несколько десятилетий, ближе к XIX веку, появились художники, для которых изображение кошек стало основным направлением в их творчестве. Истинным поклонником этих животных был японский художник Утагава Куниёси. Если посмотреть его гравюры, то на многих из них вы найдете кошек: они могут быть как главными героями, так и выступать в качестве любопытных деталей.

К примеру, у него есть довольно известная гравюра под названием «Коты, одетые актерами Кабуки», написанная в 1842 году. Кабуки — это один из видов традиционного японского театра, и коты действительно изображены очень театрально: у них необычная мимика, больше похожая на человеческую, и интересные наряды:

У Куниёси есть целая серия гравюр, где кошки изображены в виде актеров Кабуки:

Также этот художник карикатурно изображал японцев в виде кошек, которые на его гравюрах живут, работают и отдыхают в точности как люди.

Картина «Кошки наслаждаются вечерней прохладой». Фото с сайта kuniyoshiproject.com

Картина «Кошки практикуются в игре на музыкальных инструментах». Фото с сайта kuniyoshiproject.com

Художница из Нидерландов Генриетта Роннер-Книп часто изображала кошек в своих работах, и у нее, в отличие от того же Куниёси, они выглядят очень реалистично. Генриетта начала рисовать рано, и уже в 16 лет она участвовала в выставке, где и продала свою первую картину — изображение кошки на подоконнике. Талант к реалистичному изображению животных во многом определил ее дальнейший творческий путь.

В один из периодов своей карьеры Роннер-Книп изображала и собак, но дома у нее была кошка, чью грацию, движения и повадки художнице захотелось запечатлеть в своих работах. И надо сказать, что это ей прекрасно удалось.

Картины Генриетты Роннер-Книп пользовались популярностью, так как в то время у среднего класса была мода на картины с животными.

Другой художник из Нидерландов, график Мауриц Корнелис Эшер, в своем творчестве тоже не обошел стороной кошек. На его гравюрах они обязательно белые, и, в отличие от всего остального, что изображал Эшер, кошки не претерпевали фирменных метаморфоз этого графика. Знакомые с творчеством этого художника, скорее всего, даже не сразу догадаются, что эти гравюры — его рук дело:

Энди Уорхол, один из самых известных американских художников, был у истоков такого направления в искусстве, как поп-арт. У него сформировался собственный узнаваемый стиль, который стал визитной карточкой в мире современного искусства, а его имя стало брендом. Кошки в творчестве Энди Уорхола занимали не последнее место: в числе его произведений немало картин с изображениями кошек:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector